‘Вихрь’ Гаспар Ноэ

«Не остается иного господина, кроме абсолютного — смерти».
‘Вихрь’ Гаспар Ноэ

Источник: kinopoisk.ru

Незаметно для себя вся наша жизнь от младенчества и до старости пронизывается бесконечным табуированием явлений и деяний. Как часто на внутреннюю неспособность чего-либо мы не можем дать вразумительного ответа, кроме как «не знаю», «просто так вышло», «я так чувствую»? Не означает ли это то, что внутренний цензор почему-то запрещает узнавать истинные причины отказа? Основное табу, как мне кажется, в нашей жизни наложено на смерть как таковую. Мы можем о ней шутить, мы можем о ней говорить, но мы не имеем сил её признать, допустить саму форму смерти в сознание, как нечто неизбежное и непреодолимое.

Перцепция смерти происходит через отрицание и внутреннюю борьбу с безысходностью. Но чем была бы жизнь, если б мы не имели смерти? Страх смерти мыслится как логическая ошибка, ведь причинно-следственные связи, как нам кажется, установлены от эмбриона до гроба. Но внутренние сопротивления предоставили нам возможность мнимого бегства от всепоглощающей пустоты через фантазии загробного мира, кармического долга и райских фантомных объятий некого творца.

В фильме Гаспара Ноэ «Вихрь» топорно и реалистично можно наблюдать беспомощность перед смертью и её безжалостными фокусами - болезнями, охватывающими не только нашу соматическую оболочку, органы внутренние и чувственные, но и наше важнейшее достояние человека - разум. Смерть разума. Монотонное, где-то даже молчаливое звучание без лишнего кинематографичного натиска говорит - есть временно почти здоровый, есть заболевший, есть даже временно здоровый, но никто не избежит конечного исхода и возможно, даже не в прямой поочередности. Пустые глаза, смотрящие в темноту, блуждающие в родном доме как в самом запутанном лабиринте уже не сопротивляются, их лишь изредка охватывает страх. Занять место «потерявшейся» героини в ужасе ирреальности собственной жизни может каждый. Так из чего же исходит страх - из невозможности контроля ситуации или ощущения небытия?
Кадр из фильма ‘Вихрь’ Гаспар Ноэ

Источник: vulture.com

Однажды, только рожденных, кричащих от ужаса нового мира, покрасневших от потуг младенцев мать убаюкивала нас, напевая один и тот же мотив, как шаман на ритуале. Также мать, переживающая деменцию, успокаивает своего взрослого сына на своих коленях, чтобы тот пережил смерть отца. К данности смерти невозможно приготовиться, но её можно принять как истинно существующий факт, факт неизбежный. И в этом случае есть шанс, что скорбь не регрессирует в меланхолию.
Made on
Tilda